Сражаясь на вашей стороне
8 (926) 860-62-79
8 (926) 153-26-20

Наши услуги

Интересно, что...

К нам обратилась клиентка по рекомендации с просьбой помочь в разрешении затянувшегося вопроса, связанного с признанием права собственности на земельный участок и домовладение. Она несколько лет пыталась решить данную проблему через местную администрацию, но все безуспешно. Спорные объекты (земельный участок и домовладение) находились в Тверской области Конаковского района...

Собственник помещения вправе разместить на фасаде дома вывеску или иную информационную конструкцию без платы за пользование фасадом дома, если такая конструкция по содержанию размещенных на ней сведений соответствует ФЗ "О защите прав потребителей"

Консультации, разъяснение судебной практики и представление интересов в суде по тел. 8(926)860-62-79 

Собственник или иной законный владелец помещения вправе разместить на фасаде многоквартирного дома вывеску или иную информационную конструкцию без внесения платы за пользование фасадом дома, если такая конструкция по содержанию размещенных на ней сведений соответствует требованиям Закона РФ "О защите прав потребителей" и является стандартной по своему размеру и расположению.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2014 г. № 303-ЭС14-395

(Извлечение)

Управляющая компания обратилась в арбитражный суд с иском к обществу о взыскании неосновательного обогащения за использование фасада многоквартирного жилого дома.

Основанием для подачи иска явилось размещение ответчиком на фасаде многоквартирного жилого дома без согласия собственников расположенных в нем помещений двух вывесок. Одна вывеска в форме шоколадной плитки площадью 2,0 кв.м и сведениями - "Шоколадный Департамент. Фирменный магазин кондитерских изделий.

Режим работы: с 9 до 21.", наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); вторая вывеска площадью 7,56 кв.м и сведениями - "Шоколадный Департамент. Фирменный магазин кондитерских изделий".

В обоснование иска управляющая компания указала, что в силу ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" общество обязано было заключить с управляющей компанией договор на размещение на фасаде дома рекламных конструкций. Однако общество не ответило на направленную ему претензию о необходимости заключения договора на размещение рекламных конструкций и возмещения суммы неосновательного обогащения за использование общего имущества дома.

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.

Суды пришли к выводу о том, что информация, содержащаяся на информационных конструкциях, направлена на привлечение и поддержание внимания к реализуемому товару, т.е. имеет рекламный характер, в связи с чем есть основания для взыскания заявленной в иске суммы.

Суд округа, не соглашаясь с таким выводом, признал спорные конструкции, размещенные в месте непосредственного осуществления деятельности общества, не рекламными конструкциями, а иными вывесками с изображением товарного знака с целью продвижения товаров третьим лицам, указав также, что в этом случае подлежит взысканию соответствующая плата.

Из системного толкования ст.ст. 246, 290 ГК РФ, ч. 1 ст. 36, п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ следует, что использование общего имущества многоквартирного дома, в том числе стены дома, должно быть возмездным, в связи с чем даже если размещенная на фасаде многоквартирного жилого дома информация не является рекламой, это не освобождает общество от внесения платы.

Учитывая, что взысканная сумма соответствует установленному протоколом общего собрания собственников помещений размеру платы за размещение вывесок, рекламных и иных информационных конструкций, определенной в зависимости от площади занимаемой конструкции, суд округа оставил судебные акты нижестоящих инстанций, применивших указанные ставки при расчете размера неосновательного обогащения, без изменения.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ 18 ноября 2014 г. отменила судебные акты в части взыскания платы за вывеску площадью 2 кв.м, в этой части в удовлетворении иска отказала по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым этим Законом.

В соответствии со ст.ст. 9, 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, а также иные сведения, предусмотренные в этих нормах.

Как указывалось в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", при применении п. 1 ст. 3 этого Закона следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со ст. 495 ГК РФ, ст. 18 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", ст.ст. 9, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" и т.д.

Поскольку согласно преамбуле к Закону РФ "О защите прав потребителей" этот Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав, обязанность довести необходимую информацию до потребителя является публичной, неисполнение которой исполнителем (продавцом) влечет предусмотренную законом ответственность.

Хабаровской городской Думой в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 26 декабря 2008 г. принято решение об утверждении правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск" (действовавших на момент размещения спорных вывесок) (далее - Правила).

Данными Правилами определялись виды, способы, цели размещения вывесок и требования к ним, в связи с чем они и подлежали применению при рассмотрении спора.

Согласно подп. 7.2 п. 6, п. 32.3 Правил информационная табличка, являющаяся разновидностью вывески, - это обязательная к размещению вывеска, предназначенная для доведения до потребителей информации о фирменном наименовании предприятия, учреждения, организации, месте их нахождения (адрес) и режиме их работы в соответствии со ст. 9 Закона РФ "О защите прав потребителей".

Предприятия, учреждения, организации и индивидуальные предприниматели должны разместить информационные таблички на стене здания рядом с входом в предприятие, учреждение, организацию.

При этом было рекомендовано применять следующие размеры информационной таблички: 40x60, 50x70, 60x80 см.

Вывеска должна располагаться на фасаде здания непосредственно у входа в помещение или в пределах помещения, занимаемого предприятием, между первым и вторым этажами здания, если иное не предусмотрено собственником здания или сооружения.

Площадь вывески не должна превышать 2,0 кв.м, если иное не предусмотрено собственником здания или сооружения. Поскольку вывеска площадью 2,0 кв.м по содержанию находящихся на ней сведений, ее размеру, расположению на фасаде дома соответствует требованиям, предъявляемым Законом РФ "О защите прав потребителей", а также Правилам, ее следовало признать вывеской, содержащей информацию, необходимую для защиты прав потребителей, обязательную в соответствии с указанным Законом для доведения до сведения неограниченного круга лиц.

Вместе с тем вторая спорная вывеска площадью 7,56 кв.м не содержит всех необходимых сведений, предусмотренных Законом РФ "О защите прав потребителей", превышает допустимые для информационной вывески размеры, была размещена при соблюдении ответчиком процедуры ее установки как рекламной конструкции.

С учетом этих обстоятельств, а также способа доведения информации о своем товаре и обозначении продавца, в том числе посредством использования товарного знака, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно при установленных по делу обстоятельствах не согласились с обществом о признании ее информацией, размещенной в соответствии с требованиями указанного Закона, сделав вывод о том, что она в силу указанных признаков направлена на привлечение и поддержание внимания к реализуемому товару, его продвижению и поэтому является рекламной конструкцией.

При решении вопроса о наличии у общества обязанности уплатить определенную плату за размещение спорных вывесок суды с учетом указания истца на неосновательное обогащение ответчика путем использования общего имущества многоквартирного жилого дома обоснованно исходили из положений чч. 2 и 4 ст. 36, ст. 44 ЖК РФ.

Статьей 44 ЖК РФ предусмотрено, что решение о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе посредством заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, должно быть принято общим собранием собственников многоквартирного жилого дома.

Однако судами не учтено, что законом установлена возможность принятия такого решения на общем собрании собственников помещений об использовании общего имущества дома, определении размера платы лишь при использовании имущества для установки и эксплуатации другими лицами рекламных конструкций, но не в случае размещения информации согласно требованиям Закона РФ "О защите прав потребителей".

Поскольку вывеска площадью 2 кв.м содержит информацию в соответствии с требованиями названного Закона, то продавец (исполнитель) при ее размещении выполняет публичную обязанность в интересах неограниченного круга лиц.

Взимание с продавца (исполнителя) платы за размещение необходимой информации ни нормами Закона РФ "О защите прав потребителей", ни нормами Жилищного кодекса РФ не предусмотрено, поэтому такое лицо не может быть признано обогатившимся за чужой счет, и оснований для применения положений главы 60 ГК РФ не имеется.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2014 г. № 303-ЭС14-395

Консультации, разъяснение судебной практики и представление интересов в суде по тел. 8(926)860-62-79

Жилищное право

Важно знать

В случае, если суд отказал в удовлетворении ходатайства и возвратил вам его, не оставив в материалах дела, то после судебного заседания необходимо подать его через экспедицию суда под печать для того, чтобы оно все-таки было отражено в материалах дела. Данные действия важны при обжаловании судебного решения, если указанное ходатайство имеет существенное значение для рассмотрения спора по существу.
Наверх
Вот тут какое-нить информационное сообщение!
Подтверждение
Вы уверены?
Нет Да
Закрыть